Страничка психолога

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Чтобы общество могло жить стабильно, люди установили особые правила – социальные нормы. С этим понятием связано и другое – девиантное поведение. О том, что это такое, а также какие виды и формы такого поведения существуют, поговорим в этой статье. 

Что такое девиантное или отклоняющееся поведение

Девиантное или отклоняющееся поведение – это такой тип устойчивого поведения личности, которое не соответствует актуальной норме или набору норм, принятым большинством членов общества.

То, что в человеке проявляется такое поведение, говорит о конфликте его интересов и общепринятых норм. Иначе говоря, человеку приходится выбирать между ожиданиями общества и своим мнением. И в итоге он выбирает себя.

Пример №1

У общества есть одна неформальная норма – уступать место пожилым в транспорте. Но давайте представим ситуацию, когда некий Степан едет в 8 утра домой в забитом под завязку транспорте. Вчера Степан отучился 5 пар в университете, а сразу после этого отправился на работу в ночную смену. И вот, когда в автобус заходит бабушка и становится рядом с ним, он решает: я слишком устал, чтобы уступать место.

Тогда члены общества – другие пассажиры – вполне могут применить к нему меры социального контроля, то есть начать ругаться и сгонять с места. А всё потому, что такое поведение считается девиантным, несмотря на личные обстоятельства Степана.

Проверьте себя

Подумайте о том, правильно ли поступил Степан из примера? Как бы вы поступили на его месте? Порассуждайте о том, всегда ли человек должен действовать согласно социальным нормам или есть случаи, когда ими можно пренебречь в личных интересах. Если да, назовите несколько примеров.

Виды девиантного поведения

Для того чтобы описать такое поведение, нет единого шаблона. Девиантное поведение классифицируют по трём разным критериям. Каким именно – рассмотрим далее.

Позитивное и негативное отклонения

Девиантные формы поведения – это необязательно плохо. Отклоняться от принятых норм можно как в позитивную, так и в негативную сторону.

Позитивное отклонение – это действия человека, которые не вписываются в рамки норм, но не вредят ни ему самому, ни обществу вокруг.

Такое поведение могут не понимать или даже осуждать в обществе, но оно никому не мешает. Чаще всего его называют просто чудачеством.

Пример №2

Есть теория, что знаменитый физик Никола Тесла при жизни следовал режиму полифазного сна. Он спал всего 2 часа в день, и при этом дожил до 86 лет. Нет прямых доказательств того, что это действительно было, но если это так, то сон Тесла – пример такого чудачества, безвредного для окружающих.

Но иногда бывают и крайние проявления позитивных отклонений. Это могут быть:

– спортивные рекорды;

– чрезмерное усердие;

– инициативное поведение;

– новаторский подход к чему-либо;

– героизм и т. д.

Пример №3

Когда Игорь шёл домой с работы, он почувствовал запах дыма. А через минуту понял – у его соседей случился пожар. Когда он подбежал к людям у дома, те объяснили, что из горящего здания успели спастись все, кроме домашнего любимца – кота Кренделька. В дыму и панике хозяева не успели найти его. Тогда Игорь добыл мокрое полотенце, прижал его к лицу, чтобы дышать, и нырнул в горящий дом. Ему повезло – через несколько секунд он услышал мяуканье испуганного кота, нашёл его и вынес хозяевам.

Такое поведение явно выходит за рамки социальных норм. Если произошла опасная ситуация, обычным людям предписано ждать специальные службы и не мешать, когда те приедут. Но действия Игоря не просто никому не навредили – они спасли жизнь. Это яркий пример позитивного отклонения.

Негативное отклонение – это действия, которые не вписываются в рамки норм, а также нарушают общественный порядок, вредят человеку и обществу.

Вернёмся к примеру №1. В нём проиллюстрировано негативное отклонение – отказ уступать место, неуважение к старшим, которое порицает большинство членов общества.

Однако в нём всё ещё идёт речь о неформальных социальных нормах, а за их нарушение не преследуют по закону. Максимум, что ждёт человека с таким типом негативной девиации – всеобщее осуждение. Но есть и другой, более опасный вид.

Делинквентное поведение – это противоправное асоциальное поведение, которым человек вредит окружающим и обществу в целом.

Это уже о нарушении формальных социальных норм. И если человек совершит преступление или проступок, его ждут санкции по закону.

 

Пример №4

Артём увидел, как женщина в метро выронила кошелек и не заметила этого. Он подобрал его и решил оставить деньги себе. Но всё это со стороны увидел другой пассажир, который пожаловался охране метро. Позже домой к Артёму пришла полиция и сказала, что женщина написала на него заявление о краже.

Воровство – это не просто негативное девиантное поведение, которое осудит общество. Это действия, которые вредят другим и преследуются по закону. В нашем примере Артём проявил делинквентное поведение.

Относительное и абсолютное отклонения

Теперь посмотрим на девиантное поведение с другой стороны – со стороны общества. Бывает так, что конкретный пример отклонения считают таковым только отдельные люди. Тогда это поведение причисляют к относительным отклонениям.

Относительное отклонение – это вид девиантного поведения, которое не вписывается в рамки ожиданий конкретных людей или некоторых социальных групп.

В этом случае всегда есть место спорам, считать поведение отклоняющимся от общепринятых норм или нет. А всё потому, что с такими социальными нормами согласны далеко не все. К относительным отклонениям относят всё, что нарушает неформальные нормы.

Пример №5

Согласно религиозным нормам в исламе, женщина должна носить хиджаб в общественных местах. Поэтому некоторые мусульмане с осуждением смотрят на представительниц других культур и религий, которые ходят по улице с непокрытой головой. Для мусульман это девиантное поведение, так как оно отклоняется от принятой ими нормы. Но это всё ещё норма одной социальной группы – мусульман. А значит, она относительна.

Абсолютное отклонение – это вид девиантного поведения, при котором человек преступает нормы, принятые большинством членов общества.

К этому виду относятся все нарушения правовых норм. Здесь уже нет места дебатам, так как бо́льшая часть людей согласна, что нарушать закон – это зло. Такие отклонения нарушают формальные социальные нормы, поэтому за проступки и преступления человека ждет наказание. Все абсолютные отклонения относятся к негативным девиациям – делинквентному поведению.

Проверьте себя

Подумайте о вашем опыте, когда вы сталкивались с относительными отклонениями. Как конкретно реагировали окружающие на то, что человек нарушает неформальные социальные нормы? Приходилось ли вам встречаться с абсолютными отклонениями?

Индивидуальное и коллективное отклонения

Масштаб отклонений – последний признак, по которым девиации делят на виды. Так, например, отклоняющееся поведение человек может проявлять самостоятельно или в группе людей.

Индивидуальное отклонение – это такое девиантное поведение, при котором человек лично совершает осуждаемые в обществе действия.

Алкоголизм и наркомания – два ярких примера индивидуального негативного отклонения. Это зависимости, опасные для человека лично и общества в целом:

– они вредят системам органов человека и вызывают психические расстройства, чем снижают уровень здоровья, а в отдельных случаях приводят к гибели;

– эти зависимости – база для многих правонарушений, поэтому делают общество менее безопасным;

– они вызывают осуждение в обществе, в том числе среди близких зависимого, из-за чего разрушаются семьи и т. д.

Коллективное отклонение – это такое девиантное поведение, при котором человек совершает осуждаемые в обществе действия в группе других людей.

Такие отклонения могут происходить внутри малых социальных групп, например, семьи. Но, хуже всего, когда такое поведение пускает корни в крупных структурах, например, на государственном уровне. Они и называются соответствующе – государственные отклонения.

Пример №7

Ника и Максим – веганы. Они не едят мясо, яйца и любые другие продукты животного происхождения. У них есть собака – терьер по кличке Шпинат. Ника и Максим считают, что в их доме нет места мясу, даже если его будет есть только собака. Поэтому они кормят её лишь крупами и овощами, что вредит здоровью Шпината. Это пример коллективного отклонения в малой социальной группе.

Пример №8

Алексей Иванович занимает высокую должность в государственной структуре страны N. Как и другие его коллеги, он получает подарки от богатых людей в обмен на особые услуги, которые связаны с его высоким положением. Это – пример коррупции. Взяточничество относится к государственным отклонениям.

Проверьте себя

Как вы считаете, какие отклонения – самые опасные?

Как возникает девиантное поведение

У любых поступков есть свои истоки. И причин на то, чтобы поступать вразрез с ожиданиями общества, тоже несколько. Рассмотрим их все в таблице ниже.

Причины девиантного поведения

Характер

Сущность

Пример

Биологическая причина

Причина отклонения – биологические особенности организма: безвредные врождённые черты или заболевания

Люди, которые страдают психическими заболеваниями, могут вести себя странно или быть опасными. Но это происходит не по их желанию, а из-за специфических особенностей организма

Социологическая причина

Концепция аномии. Причина отклонения – распад социальных ценностей и норм

Во время Великой французской революции страну объял хаос. Франция стала нестабильной, и некоторое время в ней открыто цвела преступность

Теория стигматизации. Причина отклонения – оценка общества

Поначалу люди никак не реагируют на то, что человек иногда употребляет алкоголь. А когда становится хуже, они ставят на него клеймо пьяницы и общаются с ним иначе, чем с другими

Психологическая причина

Причина отклонения – личные качества, черты характера и воспитание человека

Человек становится частью преступного мира, потому что вырос в маргинальной семье и видел лишь примеры жестокости и неуважения к закону

 

Подготовила психолог Т.А. Гвоздева

свернуть

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

Уважаемые родители!


Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков.

Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
- Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
- Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
- Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- Отсутствие целей и планов на будущее;
- Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
- Пессимистическая оценка своих достижений;
- Неуверенность в себе, снижение самооценки.
- Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием. - Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы. - Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность). - Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей. - Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы
спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание одежды"), энурез, беременность. - Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях. Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
—Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый —самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
—Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
—Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
—Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
—Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
—Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
1. Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
2. Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
3. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
4. Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
5. Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
6. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе'' друзей из уголовного мира.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.
Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
- Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.
- Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
- Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
- Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
- Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
- Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
- Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. - Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
- Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

 

 

свернуть

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В КЛАССАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В КЛАССАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:

  • Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
  • Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
  • Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
  • Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
  • Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.
  • Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
  • Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
  • Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
  • Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
  • Оценка ученикам с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок.
  • Значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия.
  • Сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается.
  • Поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче.

 

Чтобы поддержать ученика, необходимо:

  • Опираться на сильные стороны ученика.
  • Избегать подчёркивания его промахов.
  • Показывать, что вы удовлетворены учеником.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.
  • Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
  • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием
  • Уметь взаимодействовать с учеником
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Принимать индивидуальность ученика.
  • Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
  • Демонстрировать оптимизм.

 

Пусть эта информация будет всегда у вас в памяти

Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым.

Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.

Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.

НО:

Ребёнка хвалят – он учится быть благородным.

Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя.

Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других.

Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым.

Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей.

Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

 

Приёмы ненасильственной этики:

  • НЕ УБЕЖДАТЬ, А ПОНИМАТЬ;
  • НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ, А СТИМУЛИРОВАТЬ;
  • НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫСКАЗЫВАТЬ;
  • НЕ ПРИКАЗЫВАТЬ, А СОВЕТОВАТЬ;
  • НЕ ПОДМЕНЯТЬ, А ДОВЕРЯТЬ;
  • НЕ УНИЧТОЖАТЬ, А РОВНЯТЬ;
  • НЕ РУКОВОДИТЬ, А УЧАСТВОВАТЬ;
  • НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫБИРАТЬ;
  • НЕ ОКРИКОМ, А ЮМОРОМ;
  • НЕ ОБВИНЯТЬ, А ЗАЩИЩАТЬ.

 

свернуть

Рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе

Рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе

Рекомендации родителям

· Помогайте детям в овладении вербальными и невербальными средствами общения, воспитывать эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации осуществления совместной деятельности.

· Следите за соблюдением ребенком режима дня. Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.

· Развивайте внутреннюю мотивацию детей:

    · Предоставьте ребенку свободу выбора

    · Максимально возможно снимите внешний контроль

    · Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения

    · При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

    · Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!». Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок, в каком то, виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

    · Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

· Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

· Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

· Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

· Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

· Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

· Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

· Не добивайтесь успеха силой.

· Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.

·  Признавайте право ребенка на ошибки.

· Помните, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

· Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

 

 

1. Развивайте внутреннюю мотивацию детей:

· Предоставьте ребенку свободу выбора

· Максимально возможно снимите внешний контроль

· Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения

· При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

· Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!». Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок, в каком то, виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

· Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

2. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

3. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

4. Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

5. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

6. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

7. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

8. Не добивайтесь успеха силой.

9. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.

10. Признавайте право ребенка на ошибки.

11. Помните, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

12. Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

свернуть

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности

Рекомендации родителям

по преодолению школьной тревожности

Преодоление школьной тревожности у ребенка требует внимания и поддержки со стороны родителей.

1.Установите открытую коммуникацию. Будьте открытым и дружелюбным с ребенком. Создайте атмосферу, в которой он чувствует, что может свободно разговаривать о своих чувствах и беспокойствах.

2.Поговорите с ребенком о причинах его тревоги. Это может быть связано с учебой, отношениями с одноклассниками, страхом перед контрольными и т.д. Понимание корней проблемы поможет вам лучше поддерживать ребенка.

3.Помогайте ребенку развивать позитивное мышление. Поощряйте его фокусироваться на положительных аспектах, а не на том, что может пойти не так.

4.Установите регулярный распорядок дня, который включает в себя достаточно времени для отдыха, сна и учебы. Предсказуемость и стабильность могут снизить уровень тревожности.

5.Помогайте ребенку в выполнении учебных заданий. Если у него возникают трудности, предоставьте дополнительную помощь или найдите ресурсы для поддержки.

6.Обсудите с учителями ребенка ситуации в школе, которые могут вызывать тревогу. Возможно, учитель сможет предложить стратегии поддержки в классной обстановке.

7.Развивайте вместе с ребенком навыки релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация или простые упражнения по снижению стресса.

8.Способствуйте социальной активности ребенка и его встречам с друзьями. У крепких дружеских отношений может быть положительное воздействие на уровень школьной тревожности.

9.Регулярно интересуйтесь днем ребенка в школе. Будьте готовы выслушать его впечатления и обсудить возникающие проблемы.

10.Если тревожность ребенка становится серьезной, обратитесь за помощью к школьному психологу. Он может предоставить дополнительную поддержку и стратегии преодоления тревоги.

Помните, что каждый ребенок уникален, и подход к преодолению тревожности может потребовать терпения и индивидуального подхода.

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по развитию дружелюбия ребенка

Рекомендации родителям

по развитию дружелюбия ребенка

Развитие дружелюбия у ребенка – важная задача, которая влияет на его социальную адаптацию и общение с окружающими.

1.Будьте примером. Дети часто копируют поведение взрослых. Покажите своему ребенку, как вести себя дружелюбно, проявлять терпимость и уважение к окружающим.

2.Обучайте эмпатии. Развивайте у ребенка способность постигать чувства других. Расскажите о том, какие могут быть переживания у других детей, и научите выражать сочувствие.

3.Поощряйте социальные навыки. Организуйте для ребенка возможность общения с детьми своего возраста. Поощряйте его участие в коллективных мероприятиях, играх и спортивных мероприятиях.

4.Учите уважению. Объясните ребенку важность уважения к мнению и чувствам других людей. Учите его слушать и проявлять интерес к другим.

5.Поддерживайте дружеские отношения. Поощряйте ребенка поддерживать и развивать свои дружеские отношения. Обсуждайте с ним, какие качества являются важными для хороших друзей.

6.Развивайте коммуникативные навыки. Помогайте ребенку развивать навыки общения, в том числе умение слушать и выражать свои мысли.

7.Играйте вместе. Учите ребенка играть в команде, делиться игрушками и сладостями, проявлять терпение и идти на компромисс.

8.Обсуждайте чувства. Регулярно беседуйте с ребенком о его чувствах и чувствах других людей. Это поможет ему лучше понимать мир вокруг и строить более гармоничные отношения.

9.Не навязывайте дружбу. Помните, что каждый ребенок уникален, и у него есть свои предпочтения в выборе друзей. Не навязывайте дружбу, но поощряйте открытость к новым знакомствам.

10.Будьте поддержкой. Важно, чтобы ребенок знал, что он может обратиться к вам за поддержкой и советом в отношениях с другими детьми.

Помните, что развитие дружелюбия – процесс, требующий времени и терпения. Поддерживайте ребенка, учите его понимать и ценить других, и вы увидите положительные изменения в его социальных навыках.

свернуть

Взаимодействие с аутичными детьми.

Взаимодействие с аутичными детьми.

Из практики работы с аутичными детьми известно, что в ус­тановлении контакта с ними может быть полезно использова­ние так называемой приманки, т. е. предмета, обладающего для ребенка высокой привлекательностью. Общение с ребенком по поводу такого предмета может быть успешным. Внешние про­явления ориентировочного поведения у аутичных детей могут быть искажены. Тем не менее, адресуя ребенку положительно значимый для него стимул, можно уло­вить признаки возникшей ориентировочной реакции и потреб­ность в исследовательских действиях. Прежде всего это направ­ленность взгляда на актуальный объект. Взор ребенка может быть устойчиво и длительно направленным, а может быть сколь­зящим и вновь возвращающимся к объекту. Возможны также поворот корпуса, перемещение тела в сторону объекта, протя­гивание рук к нему.

Рекомендации:

      1. Неэффективно разбивать задания для детей с РАС, состоящие из ряда пос­ледовательных действий, на этапы, так как это усугубляет раз­витие реакции негативизма. Более удачный подход заключает­ся в формулировании ребенку общей задачи.

      2. Словесная просьба может быть выполнена в том случае, когда взрослый сумеет предупредить этой просьбой заведомо известные ему действия ребенка, которые наиболее вероятны в последующий момент. Этим способом несложно овладеть, изу­чив привычки и характерные особенности поведения ребенка в различных ситуациях.

     3. Существенную роль в преодолении коммуникативного ба­рьера при негативизме играет ослабление фиксации внимания ребенка на моменте общения. Побуждение к действию соче­тается с преднамеренным отвлечением внимания ребенка от требуемого действия, которое осуществляется как бы, между прочим, нечаянно. Ослабление фиксации внимания ребенка на общении может быть достигнуто также с помо­щью противоречивых инструкций. Взаимоисключающие друг друга просьбы вводят ребенка в состояние, близкое к запредельному торможению. При грубом использовании это­го приема ребенок действует как автомат, а при более осто­рожном — наблюдается эмоционально положительное отно­шение ребенка к такой ситуации.

      4. Если нет конкретной возможности преодоления или смяг­чения негативизма в данный момент, лучше не застревать на этой неблагополучной ситуации, повторно обращаясь с просьба­ми к ребенку. Действия взрослого должны быть по возможнос­ти виртуозными и без неоправданных задержек и незаполнен­ных смыслом пауз. Часто такая пауза сводит на нет тот сиюми­нутный контакт, который был установлен в предыдущий мо­мент общения.

свернуть

Рекомендации психолога по выявлению признаков суицидального поведения

Признаки  суицидального поведения у подростков

• Уход в себяСтремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

• Капризность, привередливостьКаждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

• Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

• Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

• Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

• Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

• Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

• Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

• Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

• Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

свернуть

Памятка для родителей «В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья»

Памятка для родителей

«В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.

Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

 

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Изображение

Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

ИзображениеЧто касается самих родителей – не забывайте о себе! Деперссия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.

Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Изображение

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

 

 

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

 

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

Изображение

 

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

 

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

 

Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

 

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

 

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

 

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

 

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

 

Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

 

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

 

Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

 

Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

 

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

 

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

 

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

 

Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

 

Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

 

Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

 

Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Изображение

Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

Изображение

Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

 

Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

свернуть

Рекомендации родителям по воспитанию приемных детей

Рекомендации родителям по воспитанию приемных детей

 

1.    Очень важно сразу же установить принятые в семье «правила игры». Например: «у нас в доме не кричат, не ругаются», «говорят «спасибо» и «пожалуйста», если что-то просят, без спросу ничего не берут, заботятся друг о друге и т.п.

2.    Акцентируйте внимание на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, о ценности ее для вашей семейной истории, «включите» его, таким образом, в свою семью, дайте ему тем самым понять, что вы его не считаете чужим и доверяете ему семейные «секреты» и традиции.

3.    Не ленитесь повторять – убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки и т.д. и т.п. У многих детей и таких элементарных навыков нет.

4.    Ребенка можно вовлекать в дела семьи, особенно если он сам изъявляет желание, не говорить, что тебе это рано или ты этого не сумеешь сделать. Пусть попробует, а в случае затруднений поддержать его, помочь справиться с трудностями. Очень хорошо сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка («у нас в семье у каждого есть обязанности!»).

Но при этом многому детей надо учить – и стирать (часто они вещи просто сдают на прачечную), и зашивать, и гвозди забивать (для этого в учреждении имеются плотник и др. персонал).

Делаете что-то по дому – привлекайте его ко всему: готовите обед – пусть он что-то поднесет, порежет, убираетесь в квартире – пусть протрет пыль на полочках и т.д. Не следует принуждать или заставлять обязательно сделать что-то. Новым навыкам надо обучать маленькими порциями, ежедневно напоминать о том, что нужно сделать.

Дети себя неслучайно так ведут. У ребенка уже нет привычных границ и правил поведения, они исчезли, а о новых ему еще не рассказали, и он пытается понять, как будет окружение, в которое он попал, реагировать на его самые разные поведенческие реакции. Это совершенно естественный процесс, это надо понимать. В этот период очень ярко проявляются особенности характера ребенка. Кто-то из детей замыкается в себе, а кто-то демонстрирует весь свой темперамент. Начинает прыгать, бегать, кричать. Некоторые говорят о том, что это повышенная агрессивность, гиперактивность это оттого, что ребенок почуял свободу.

Как помочь ребенку войти в вашу семью?

Эмоциональную близость между вами и новым ребенком вам помогут создать:
- совместные игры, занятия с ребенком;

-совместные дела по дому;

- беседы, разговоры на интересующие его темы;

-предоставление ребенку возможности выслушать его, понять его проблемы, проникнуться его интересами (какими бы незначительными они вам не казались, для ребенка все значимо);

-поддержка, когда он расстроен; ухаживание, когда он плохо себя чувствует или когда болен.

Привыкший и немного освоившийся ребенок, начинает демонстрировать несколько иное поведение, чаще всего нежелательное для окружающих.

Проблемы в поведении, как бы ужасны они ни были, обычно являются проявлением внутренних чувств. Это может быть ненадлежащее выражение чувств, когда ребенок, испытывающий тоску, печаль и грусть, страх и одиночество, становится агрессивным, отказывается повиноваться, проявляет вспышки гнева. Обычно это происходит тогда, когда ребенок чего-то хочет или ему что-то нужно. Невозможность получить желаемое и неспособность выразить по этому поводу недовольство приводят к подобным проявлениям.

Когда ребенок находится в таком состоянии, он с трудом реагирует на увещевания, поэтому попытки взрослого спокойно обсудить его поведение не увенчиваются успехом. Если ребенок не представляет опасности для себя и окружающих, лучше всего на время оставить его, пока он не успокоится (взять тайм-аут). Когда он успокоился, с ним надо спокойно поговорить об иных способах выражения своего негодования.

Основные принципы регулирования поведения ребенка.

Попадая в семью, первое время ребенок демонстрирует достаточно приемлемое поведение. Он с удовольствием выполняет все требования, охотно принимает все указания, откликается на просьбы (медовый месяц). Это время самое благоприятное для установления контакта. Именно сейчас его знакомят с режимом дня, с правилами поведения в семье.

Несколько советов, знание которых поможет выбрать правильную тактику в регулировании поведения ребенка.

*                  Учить, а не искоренять. Правило поведения должно четко указывать на то, ребенок должен делать, вместо того, чтобы заострять внимание на том, чего он не должен делать. Вместо запрета (нельзя…) употребить такое правило, в котором названо, что нужно делать (надо…). Только в тех случаях, когда это невозможно, тогда правило поведения необходимо сформулировать в форме запрета (Нельзя зажигать газ).

*                  Язык правила должен быть понятен всем. Формулируя правила поведения важно использовать язык понятный ребенку, и не употреблять трудных слов.

*                  Объясняйте, зачем нужны правила. Предпочтительно, чтобы правило исходило из интересов ребенка. Если интересы ребенка нечетко отражены в данном правиле, оно должно исходить из интересов других членов семьи.

*                  Правила должны быть гибкими. Если правило не оправдывает себя, его быстро заменяют другим.

*                  В этот период важно дать ребенку понять, что его здесь ждали, к его появлению готовились все члены семьи.

Когда «ничего не хочется»

Вообще, практически поголовная беда всех детей из учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – неумение себя занимать. Вы им – «пойдем в театр, в музей», а они – «не хочу, лучше дома телек посмотрю…» Иногда придется развлекать и культурную программу «вдалбливать» насильно, но с учетом их интересов и наклонностей. Просто потому, что у них чаще всего опыта такого нет, и они не представляют, что поход в тот же музей может иметь для них интерес. Идти лучше всего туда, где не только посмотреть можно, но и пощупать что-то. И на спектакли для начала желательно водить такие, где ребенок сам активно вовлечен в процесс, а не только смотрит на сцену. Если этим заинтересовать, то затем они в более серьезные спектакли и музеи  пойдут легко. Но, с другой стороны, с культурной программой тоже не стоит перебарщивать. Избыток впечатлений для ребёнка может быть порой даже вреден, они перевозбуждаются или быстро устают, капризничают. Лучше иной раз чем-нибудь позаниматься с ребенком дома или просто погулять и позаниматься спортом.

НО: если вы не будете с тем же конструктором бросать ребенка «на произвол судьбы», а будете это делать вместе с ним, то сфокусировать его внимание на этом будет легче. Поэтому еще одно правило – если вы берете ребенка на выходные, забудьте об отдыхе — им надо заниматься постоянно, по крайней мере, до тех пор, пока у него не сформируются те или иные навыки самостоятельности (а это будет очень не скоро).

свернуть
поделиться в: